Как уберечь себя от обмана при продажах и покупках в интернете

Как уберечь себя от обмана при продажах и покупках в интернете

Интернет-покупки уже прочно вошли в нашу жизнь. Как приятно в промозглую погоду, наслаждаясь чашечкой кофе, совершать виртуальный шоппинг. Но в тоже время наряду с удобствами нас поджидают и дополнительные риски.

К сожалению, по статистике во время кризиса происходит активизация мошенников, и схем мошенничества становится все больше и больше.

Имея за плечами стаж работы в милиции и банке, позвольте дать несколько советов, как постараться уберечь себя при покупке или продаже от разных неприятностей. Рассказывать буду, конечно, о банальных вещах, но надеюсь, что кому-то эта информация все-таки окажется полезной. Тем более пока PayPal платежи все-таки не лидируют, а оплата происходит  в основном через банковскую карту.

 Покупки на Ярмарке Мастеров

За что я люблю Ярмарку Мастеров? Потому что здесь есть такая отличная штука — Отзывы, он же рейтинг Мастера и Покупателя.

Причем это вам не липовые отзывы о чудо-медицинских препаратах. Здесь легко можно отделить зерна от плевел, тем более администрация сайта не просто так дает 24 часа, перед тем, как отзыв станет виден. Отзывы тщательно отслеживаются, при этом проделывается огромная работа. Но с сожалению, это не всегда возможно сделать на первом этапе.

Поэтому почитайте внимательнее. Если восторженные отзывы в основном от одних и тех же покупателей, которые ничего не покупают у других Мастеров, но пишут, что вот этот магазин самый лучший в отличии от других, особенно, если такие клиенты из одного с Мастером города, то таким отзывам особо доверять не стоит. Лучше почитайте отзывы других активных покупателей. Если все равно есть сомнения, то можно попробовать обратиться к покупателю, который часто бывает здесь, в личке с вопросом не разочаровался ли он товаром в дальнейшем.

В профиле видно и время регистрации на сайте, и время последнего визита. А по развернутым отзывам видно людей, которые любят общаться. Думаю, они с удовольствием поделятся с вами впечатлениями.

А как быть же с Мастерами-новичками, которых с каждых днем все больше и больше, а отзывов кот наплакал или вовсе нет, а изделие так понравилось, что прям не спится?

Можно просто рискнуть и купить, а можно предварительно подстраховаться:

1. Скопировать фото изделия и попробовать найти его по картинке через поисковые системы. Вы же не хотите, например, купить китайское изделие за 3 копейки выдаваемое за хендмейд по завышенной цене? Если картинка не обнаружится где-нибудь на китайском сайте, то все в порядке.

Если же вы увидели, что все-таки это творение не рук Мастера, обязательно нажмите кнопку «Сообщить модератору» (есть у каждой работы). Магазин будет тщательно проверен администрацией сайта, работа удалена, а в случаях неоднократных нарушений Правил магазин будет закрыт. Это очень важно для того, чтобы на портале работали только честные Мастера.

2. Попросить прислать дополнительные фотографии изделия. Желательно в домашних условиях без обработки Фотошопом.

3. Для своего спокойствия попробуйте договориться об условиях возврата, если правилами магазина это не предусмотрено.

4. Иногда Мастер указывает не просто ник, а свои фамилию и имя. В таком случае также ищем через поисковик и, возможно, вы найдете Мастера в какой-нибудь социальной сети, или его блог, а там и изделия в разных ракурсах, и благодарные покупатели с отзывами. Поверьте, сама сталкивалась с таким — не совсем или совсем неизвестные на Ярмарке, но вполне удачливые в других местах. Лично знаю, как минимум 4-х таких Мастеров.

Просто пара лишних телодвижений и можно все увидеть в другом свете.

Опасности и риски, которые могут возникнут при совершении сделок в интернете

А какой же обман может нас подстерегать на других интернет-платформах, где нет возможности проверить реальные отзывы ни о продавце, ни о покупателе?

Рассмотрим некоторые вполне себе реальные ситуации.

ВЫ — ПРОДАВЕЦ

1. Самая распространенная мошенническая схема — звонок из вашего банка о поступлении перевода.

Вы указываете номер сотового телефона, привязанный к вашей банковской карте. И вот продажа. Вы сообщаете клиенту номер карты. Через некоторое время поступает звонок. На другом конце милый голос, представляющийся оператором вашего банка, говорит, что вот поступил к вам перевод, но пока зачислить на текущий счет мы его не можем, т.к… И далее всевозможные ухищрения, чтобы выудить у вас данные карты и главное CVV2/CVC2 — проверочный код карточки, по которым совершаются покупки в интернете. Код и у VISA, и у Mastercard — это 3 последние цифры на обратной стороне карты:

Уверена, что все знают, но напомню, что этот защитный код никому, даже родственникам и любимому супругу(-е) сообщать и показывать нельзя. Так же, как и нельзя оставлять карту без присмотра. Все транзакции по карте в магазинах, ресторанах, гостиницах и прочее должны осуществляться в вашем присутствии под вашим контролем.

Конечно, никаких данных по телефону не сообщать. Ни один сотрудник банка не имеет права спрашивать у вас заветные цифры. Мало того, по правилам, даже если в банке у вас делают ксерокопию банковской карты с обратной стороны, должны прикрыть эти цифры, например, кусочком бумаги.

Чтобы такого не случилось, порекомендую для клиентов иметь другой номер телефона, никак не привязанный к вашей карте. Еще лучше отдельную банковскую карту пусть с самым дешевым тарифом, на котором не хранить деньги, а, допустим, перекидывать их сразу в интернет-банкинге на свою основную карту.

Третий вариант — установить суточный лимит для проведения различных платежей или совершения денежных переводов в настройках интернет банка, чтобы мошенники не могли списать с вашей карты крупную сумму. Далеко не единичны случаи, когда человек звонит в банк, находясь в полуобморочным состоянии от приходящих смс о списании денежных средств с его банковского счёта. Пока вы дозвонитесь, да карту заблокируют…

2. Клиент уверяет, что перевел вам деньги на банковскую карту и требует отправить товар. Денег на карте нет.

В отдельных случаях может даже выслать фото квитанции. Не спешите. Конечно, и перевод может идти из другого банка 3-5 дней, может и подзависнуть, если клиент ошибся хоть одной циферкой. Но возможно и такое, что вам предъявляют поддельную квитанцию, и никаких денег никто никуда не переводил. Так что все-таки лучше дождаться зачислений на свой банковский счет, а потом уже отправлять товар. И будьте внимательны при получении смс о пополнении счета. Оно должно быть только от банка!

3. Клиент просит о личной встрече.

Встречайтесь только в многолюдном месте, например, в каком-нибудь торговом центре.

К сожалению, тоже не единичны случаи, когда продавец приносит товар в условленное место, а потом с асфальта смотрит вслед сверкающим пяткам.

4. Посылка наложенным платежом.

Не мошенничество, но скажем — непорядочность. Посылка, которая лежит себе на почте и ждет клиента, а клиент пропал, на звонки не отвечает. И вот уже скоро деньги за хранение начнут капать и отправится к вам товар обратно за ваш опять же счет.

Тут или брать предоплату за пересылку, или убеждать клиента, что наложенный платеж не есть панацея. Об этом ниже.

 

ВЫ — ПОКУПАТЕЛЬ

1. Слишком низкие цены.

Не путать с различными Конфетками, Аукционами с нуля и прочее, проводимые на Ярмарке Мастеров. В этих случаях Мастер работает на рекламу, привлекая новых покупателей и, соответственно, предполагая дальнейшую прибыль.

Ни один продавец не будет работать себе в убыток. Значит где-то есть подвох, и лучше от этой сделки отказаться, вспоминая про сыр в мышеловке.

2. Если продавец принимает деньги только на виртуальные счета типа Yandex, WebMoney, QIWI и прочее.

Почему? Ну, это что-то как вроде отправить письмо на деревню дедушке. Перед тем как перевести деньги обязательно проверьте данные этого пользователя: когда был получен аттестат, как часто используется аккаунт, заполнены ли паспортные данные. Обычно мошенники в системе не задерживаются.

3. Перевод денег на третье лицо.

Все обговорено, учтено и вы уже готовы отправить деньги. И тут продавец рассказывает вам душещипательную историю про свою украденную банковскую карту (есть разные жалостливые варианты) и просит перевести деньги на карту своего родственника или друга детства. В последствии продавец изчезает, владелец карты как бы знать ничего не знает и деньги отдавать не собирается.

В итоге деньги к вам смогут вернуться только после судебного решения.

4. Как подстраховку, вы выбираете наложенный платеж. 

Стереотип: наложенный платеж — гарантия того, что вы получите все-таки товар, за который уже потом заплатите. Но!

На почте вы сначала вносите сумму за посылку (а не за товар!) + процент за услугу, а потом уже вам выдают коробку или пакет, которые вы принимаете согласно описи. По сути, кот в мешке. И если в посылке вы вдруг обнаружите половую тряпку вместо норкового манто, и в описи также будет написано: Половая тряпка, то доказать на почте, что вы ждали норку и вернуть деньги вы не сможете. Сотрудников почты это не интересует совершенно.

Вы можете кинуться в банк и попытаться вернуть перевод. НО! Если вы проводите платеж через интернет, то отменить операцию можно только пока перевод в статусе «В обработке», в основном это переводы в другие банки. Перевод физическому лицу в тот же банк, в которым обслуживаетесь и вы, происходит почти мгновенно. И как только появляется статус «Исполнен», т.е. деньги зачислены на его текущий счет, то должно быть волеизъявление этого лица вам их вернуть. Как вы понимаете, если был умысел прислать тряпку, то деньги к вам теперь смогут вернуться… Да-да, только через суд. Поэтому идем с заявлением в полицию. Подробнее в следующем пункте.

5. Вы перечислили деньги, и продавец пропал.

Что же делать? Обратиться с заявлением в ваше местное отделение полиции.

В соответствии со ст. 159 УК РФ, мошенничеством признаются действия лица, завладевшего чужим имуществом путем обмана, или злоупотреблением доверия и имевшее на это умысел.

При ущербе от 1000 до 2500 тысяч рублей и при отсутствии признаков преступления подпадающих под ч.2 и 3 ст.159 УК РФ, деяние может квалифицироваться, как мелкое хищение. Это уже подпадает под ст. 7.27 КоАП РФ (Административный Кодекс).

Вы считаете, что все это имело место быть? Значит пишете заявление в свободной форме, в котором все сообщаете подробно: сайт, дату, события, данные лица, все что о нем Вам известно. Заранее распечатайте и приложите к заявлению электронную переписку, чеки, квитанции, подтверждающие оплату товара, сам товар из пункта 2 в виде тряпки, который будет приобщен в качестве вещественного доказательства. Сотрудник правоохранительных органов должен будет зарегистрировать ваше заявление в КУСП (книге учета сообщений о преступлениях) и выдать вам талон.

Рассмотрение заявления составляет не более 3-х суток, при необходимости 10.

По истечении срока возможно 3 варианта: возбуждение уголовного дела, отказ либо передача заявления в иные органы.

После принятия решения вас обязаны уведомить об этом в письменной форме.

Не надо думать, что все безнадёжно. В МВД России есть специальное Управление «К», одной из задач которого как раз является противодействие мошенническим действиям в интернете. Можно подать обращение сразу в это подразделение на официальном сайте МВД.

Впрочем, это уже совсем другая история.

Верю, что вы будете бдительными и предусмотрительными и с вами ничего плохого не произойдет.

Автор статьи: Швейцер Наталья

 

 

Читайте по теме также:

Оставить комментарий